Как защитить себя при разговоре с мошенником

Порядок осуществления переводов денежных средств

Признаки осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента

Информируем Вас о порядке осуществления переводов денежных средств в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2023 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» в целях защиты клиентов от действий злоумышленников.

Банк, при выявлении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента (за исключением операции с использованием платежных карт, перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России) приостанавливает прием к исполнению распоряжения клиента на два дня. Принятие распоряжения клиента   о переводе денежных средств к исполнению будет продолжено при поступлении от клиента подтверждения перевода путем представления в подразделение банка на бумажном носителе соответствующего заявления о подтверждении операции, при отсутствии сведений о получателе денежных средств в базе данных Банка России. Данное подтверждение должно быть произведено клиентом не позднее одного дня, следующего за приостановлением банком приема к исполнению указанного распоряжения клиента. В случае, если данный день является нерабочим днем, подтверждение должно быть произведено не позднее первого рабочего дня следующего за приостановлением банком приема к исполнению указанного распоряжения клиента.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Банк при выявлении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием платежных карт, перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России отказывает в совершении соответствующей операции. Клиент вправе подтвердить совершение данной операции путем предъявления в подразделение банка распоряжения о переводе денежных средств на бумажном носителе, содержащего те же реквизиты получателя (плательщика) и ту же сумму перевода (далее по тексту - повторная операция), при отсутствии сведений о получателе денежных средств в базе данных Банка России. Банк отказывает в совершении повторной операции при получении информации от Банка России, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. При совершении клиентов последующей повторной операции по истечении двух дней со дня осуществления клиентом действий по совершению повторной операции банк осуществляет перевод денежных средств в соответствии с распоряжением клиента.

При подтверждении клиентом операции перевода денежных средств/совершению повторной операции по переводу денежных средств по реквизитам, о подозрительности которых банком клиенту была предоставлена информация и применен период охлаждения, финансовый риск совершения данных операций несет клиент.

В случае совершения в отношении клиентов мошеннических действий (в том числе методами социальной инженерии),   в результате которых клиентом были осуществлены переводы денежных средств в пользу третьих лиц (переводы без добровольного согласия клиента), Клиенту необходимо направить в адрес банка заявление по установленной форме на бумажном носителе нарочно в подразделение банка, в котором находится на обслуживании клиент. 


Заявление 



Исключение сведений из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиентов.

В целях соблюдения прав и законных интересов клиентов - потребителей финансовых услуг, в частности в целях противодействия совершению переводов денежных средств без согласия клиента банки и другие финансовые организации обязаны проводить мероприятия по предотвращению таких операций, а также направлять в Банк России информацию обо всех случаях и/или попытках совершения переводов денежных средств без согласия клиента. 

В указанных целях Банк России формирует и ведет базу данных о случаях и попытках совершения переводов денежных средств без согласия клиента на основе полученных сведений. 

Информация в базу данных поступает в том случае, если отправитель денежных средств самостоятельно заявил в свою финансовую организацию о совершении или попытке совершения операции без его согласия, а также при выявлении банком или другой финансовой организации операций, имеющих признаки операций без согласия клиента. Если сведения о вас или вашей организации попали в базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование вашего электронного средства платежа (платежные карты, онлайн-банкинг и др.) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы. В случае, когда сведения поступили в базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной. 

Для того что бы исключить сведения из базы данных являющихся основанием для приостановления проведения операций по системе ДБО предусмотренных ч. 11.6 и 11.7 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" клиенту необходимо1

  • обратиться в обслуживающий офис ЮГ-Инвестбанк (ПАО) с заявлением составленным по типовой форме. Данное заявление при наличии всех обязательных сведений Банк перенаправит в Банк России не позднее следующего рабочего дня. 

  • направить электронное заявление напрямую через официальный сайт Банка России посредством использования раздела «Интернет-приемная» (отправить сообщение в электронном виде/направить обращение/Информационная безопасность/Исключить данные из базы данных Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

В заявлении должны быть указаны следующие обязательные сведения:

для физических лиц:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) клиента — физического лица;

  • серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность клиента — физического лица;

  • полные и сокращенные (при наличии) наименования операторов по переводу денежных средств (для операторов по переводу денежных средств, являющихся коммерческими организациями, — полные и сокращенные (при наличии) фирменные наименования), от которых клиент — физическое лицо узнал о включении сведений, относящихся к клиенту, в базу данных, и (или) их банковские идентификационные коды;

  • номера банковских счетов, и (или) номера платежных карт, и (или) номера электронных средств платежа клиента — физического лица (за исключением предоплаченных карт), использованных в системах дистанционного обслуживания (средствах) в целях совершения операций по переводу электронных денежных средств (электронные кошельки);

  • абонентские номера подвижной радиотелефонной связи клиента — физического лица (при наличии).

  • Клиент — физическое лицо вправе дополнительно указать в заявлении клиента следующие сведения:

  • идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) клиента — физического лица;

  • страховой номер индивидуального лицевого счета (далее — СНИЛС) клиента — физического лица;

  • даты заключения договоров об оказании услуг связи клиентом — физическим лицом с операторами подвижной радиотелефонной связи.

для индивидуальных предпринимателей, либо лиц, занимающихся частной практикой:

  • серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность клиента — индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;

  • ИНН клиента — индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;

  • номера банковских счетов, и (или) номера платежных карт, и (или) номера электронных средств платежа клиента — индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой (за исключением предоплаченных карт), использованных в системах дистанционного обслуживания (средствах) в целях совершения операций по переводу электронных денежных средств (электронные кошельки).

  • Клиент — индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, вправе дополнительно указать в заявлении клиента следующие сведения:

  • полные и сокращенные (при наличии) наименования операторов по переводу денежных средств (для операторов по переводу денежных средств, являющихся коммерческими организациями, — полные и сокращенные (при наличии) фирменные наименования), от которых клиент — индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, узнал о включении сведений, относящихся к клиенту, в базу данных, и (или) их банковские идентификационные коды;

  • абонентские номера подвижной радиотелефонной связи клиента — индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой.

для юридических лиц:

  • ИНН клиента — юридического лица;

  • номера банковских счетов, и (или) номера платежных карт, и (или) номера электронных средств платежа клиента — юридического лица (за исключением предоплаченных карт), использованных в системах дистанционного обслуживания (средствах) в целях совершения операций по переводу электронных денежных средств (электронные кошельки).

  • Клиент — юридическое лицо вправе дополнительно указать в заявлении клиента следующие сведения:

  • серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица;

  • СНИЛС физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента — юридического лица;

  • полные и сокращенные (при наличии) наименования операторов по переводу денежных средств (для операторов по переводу денежных средств, являющихся коммерческими организациями, — полные и сокращенные (при наличии) фирменные наименования), от которых клиент — юридическое лицо узнал о включении сведений, относящихся к клиенту, в базу данных, и (или) их банковские идентификационные коды.

Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения сведений из базы данных.




1. Указание Банка России от 13.06.2024 N 6748-У "О порядке подачи клиентом оператора по переводу денежных средств в Банк России заявления об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, порядке принятия Банком России мотивированного решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления клиента оператора по переводу денежных средств или мотивированного заявления оператора по переводу денежных средств об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента и порядке получения оператором по переводу денежных средств информации об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2024 N 78796)

Об уполномоченных лицах

Уважаемый клиент!


На основании части 19-27 статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в целях защиты клиентов от действий злоумышленников начиная с 01.09.2025 года клиентам банка доступна возможность подключения сервиса «Вторая рука» в рамках которого клиент будет иметь возможность наделить любое физическое лицо статусом уполномоченного лица для подтверждения совершаемых им операций по переводу денежных средств, операций по получению наличных денежных средств, получения кредита.





Вопросы

Ответ на вопрос

Как наделить лицо статусом уполномоченного лица?

Вам необходимо определить лицо, которое Вы хотите наделить статусом уполномоченного лица. Затем с уполномоченным лицом лично обратиться в офис ЮГ-Инвестбанк (ПАО) по месту Вашего обслуживания с документами, удостоверяющими личность и заключить соглашение по форме Банка о наделении лица статусом уполномоченного лица.

Что будет делать уполномоченное Вами лицо?

Подтверждать совершение Вами операций по переводу денежных средств или операции по получению наличных денежных средств в банкомате или обращения за получением кредита.
Уполномоченное лицо не может подтверждать банковские операции совершаемые Клиентом в пользу уполномоченного лица.

Кто может стать уполномоченным лицом?

Любое совершеннолетнее дееспособное  физическое лицо,  гражданин РФ.
Не может быть наделен статусом уполномоченного лица, гражданин:
- включенный в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- сведения, о котором содержаться в базе данных Банка России о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента;
- включенный в реестр иностранных агентов.
У клиента в рамках действующего сервиса может быть только одно уполномоченные лицо.
Уполномоченное лицо не может сопровождать более 3-х клиентов.

Каким образом уполномоченное лицо будет подтверждать операции по переводу денежных средств или по получению наличных денежных средств или получения кредита?

Для реализации сервиса «Вторая рука» уполномоченное лицо скачивает МП «Весточка»  через Google Play или App Store.
При совершении Вами операции по переводу денежных средств либо по получению наличных денежных средств в МП «Весточка» поступит сообщение с информацией о совершаемой Вами операции;
при обращении   за получением кредита на номер мобильного телефона уполномоченного лица поступит СМС с информацией об обращении Вас за кредитом.
Подтверждение операции уполномоченным лицом будет производится в соответствии с порядком, указанном в Соглашении.

Какую комиссию Банк будет взимать за предоставление данного сервиса?


- 100 рублей за подключение сервиса «Вторая рука» клиенту, получающему кредит;
-  50 рублей за СМС-информирование уполномоченного лица о совершении операции требующей подтверждения в рамках операции по кредитованию (плата за услугу взимается при каждой операции по получению кредита в ЮГ-Инвестбанк (ПАО);
- 100 рублей за подключение сервиса «Вторая рука» по банковскому счету (текущий или счет по вкладу);
- 100 рублей в месяц за СМС-информирование уполномоченного лица о совершении операций.

Как лишить ранее наделенное лицо статуса уполномоченного лица?

Вам необходимо лично обратиться в офис ЮГ-Инвестбанк (ПАО) по месту Вашего обслуживания с документом, удостоверяющим личность и заполнить заявление по форме Банка о прекращении действия ранее заключенного соглашения об определении уполномоченного лица. Услуга оказывается бесплатно.


На нашем сайте используются файлы cookie.
Продолжая использовать наш сайт Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie на условиях, указанных в Политике обработки персональных данных посетителей сайта